Греческая агора афины. Афинская агора. Руины Древней Агоры

Афинская Агора (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Агора в Афинах, Греция (Richard Graves / flickr.com) Вид на афинскую Агору (AJ Alfieri-Crispin / flickr.com) Афинская Агора и Акрополь (Sharon Mollerus / flickr.com) Вид на Акрополь в Афинах с площади Агора (Arian Zwegers / flickr.com) Tilemahos Efthimiadis / flickr.com Стоя Аттала (Афинская Агора), Афины, Греция (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Агора в Афинах (icelight / flickr.com) Храм Гефеста (Sharon Mollerus / flickr.com) Храм Гефеста, Афины (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Храм Гефеста (Sharon Mollerus / flickr.com) Архитектура храма Гефеста, Древняя Агора (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Храм Гефеста в Афинах (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Стоя Аттала, Древняя Агора, Афины, Греция (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Скульптуры Древней Агоры (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com)

История Древней Греции захватывающая, и простыми словами ее не описать. Одним из памятных исторических мест родины Гомера, Аристотеля и Гиппократа, являющихся культурным наследием современности, стоит назвать агору в Афинах.

Агора, расположенная в Афинах, представляет собой гигантскую городскую площадь, которая занимает немыслимую для современных мегаполисов территорию в 5 гектар, и располагается на холме неподалеку от Акрополя, в северо-западном направлении.

В Афинской Агоре торговали, создавали разнообразные организации, сообщества и братства, назначали встречи, беседовали, обсуждали новости. Огромная площадь была местом рождения законодательных актов в далёких временах, еще до н.э.

Афинским архитекторам древности удалось создать уникальную конструкцию для своего времени, успешно реализовав один из первых важных экспериментов по строительству крытого сооружения.

Значение слова «агора» заключается в глаголе «собирать». Ещё одним значением данного слова является действие «созывать».

Афинская Агора и Акрополь (Sharon Mollerus / flickr.com)

Такое название в переводе с греческого, действительно, оправдывает себя полностью, ведь, таким образом, можно объяснить предназначение агоры как основного и самого популярного места для встреч в Древних Афинах.

В те далёкие времена площадь стала настоящим эпицентром общественной жизни, гражданского самоуправления и принятия судебных решений.

Помимо этого, она была и крупной торговой точкой, сценой для театральных постановок и спортивной ареной, а также зоной проведения интеллектуальных сражений.

В 30-х годах прошлого века американские исследователи античности провели археологические раскопки по всей территории афинской агоры, и сегодня это место стало одним из самых посещаемых в Греции благодаря неиссякаемому ежегодному потоку туристов, желающих ознакомиться с её историей.

Значение афинской Агоры в Древней Греции

В Древней Греции не только в Афинах, но и в других городах-государствах, так называемых полисах, важнейшие рыночные площади возникали неподалеку от религиозных языческих мест поклонения богам. В столице древней Эллады таким божественным центром был Акрополь. Он возвышался над городом, что позволяло обозревать весь город.

Вид на Акрополь в Афинах с площади Агора (Arian Zwegers / flickr.com)

Площадь Агора, ограничивающаяся холмами Ареопаг и Колон, располагалась по соседству с величественным Акрополем. Найденные керамические обломки в той местности говорят о том, что люди селились здесь около 4 тысячелетий назад.

Идея создания столь масштабной городской площади пришла к афинским правителям еще в VI столетии до н.э.

Данному стремлению способствовал установленный демократический режим на территории Древней Греции.

С момента принятия жизненно важных политических перемен намного больше внимания стало уделяться общественной жизни и спустя некоторое время запланированное строительство приобрело максимальные обороты и работы стремительно расширялись. Появившаяся древняя агора обозначила новый этап в общественной жизни эллинов.

Праздник на Агоре

Пересекала площадь Агору широкая улица под названием Панафинейская. Она располагалась по диагонали площади и была посыпана гравием. Именование центральной улицы связано с празднеством, которое отмечали в греческой столице в обязательном порядке.

Агора в Афинах, Греция (Richard Graves / flickr.com)

Во время этого праздника в жертву богам приносили домашний скот, от Дома процессий до Акрополя проходила праздничное шествие, участники которого несли одеяние для богини Афины к её статуе. Фриз Парфенона наглядно демонстрирует пышность данного праздника.

Архитекторы Древней Греции сумели предусмотреть и позаботиться также и о том, чтобы остальным гражданам Афин была предоставлена возможность наблюдать за торжественным шествием на площади Агоре.

Для этой цели были созданы специальные подмостки и ступени с выступами, благодаря умелому размещению которых можно было следить за проведением мероприятия. На самих же ступеньках фасадов могли разместиться сотни, а иногда и тысячи человек.

Наградив агору особой важностью, ей предоставили роль главного места верования и поклонения, и уступать своей значимостью она могла только Акрополю.

Храм Гефеста на территории Агоры

На протяжении так называемого Золотого века, все стороны социальной жизни в Афинах затрагивал религиозный вопрос. Строили множество святилищ в честь разных богов, которые, по мнению греков, покровительствовали различным государственным службам.

Храм Гефеста (Sharon Mollerus / flickr.com)

Среди подобных построек популярностью в наши дни пользуется храм Гефеста в Греции. Обнаруженные учёными во время одной из археологических экспедиций металлические и керамические изделия подтверждают факт того, что здесь поклонялись именно Гефесту. Он был греческим Богом кузнечного ремесла и огня. Однако спустя несколько столетий, благодаря хорошему состоянию храма его преобразовали в храм для православных христиан имени Святого Георгия.

Божественным покровителем агоры стал могущественный Зевс. Древние греки считали, что он вдохновлял величайших ораторов, даруя им уверенность в сказанном слове, твёрдость и харизму. Их выступления на агоре приносили успех, а многие слова и фразы, сказанные ими, стали крылатыми и пользуются известностью в наши дни.

Древний рынок Агоры

Как уже говорилось, одним из главных предназначений афинской Агоры было ведение торговли и организация первых в мире банковских дел. Уже в V веке до н.э. афинская Агора в Греции стала устойчивым торговым центром всего полиса, известная своей валютой и скрупулезными архонтами, задачей которых был контроль над справедливостью и честностью в торговом процессе.

Древняя статуя на главной площади Афин (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com)

По агоре ходили рыночные охранники, метрономы. Их миссией была защита отдельных участников торговли как покупателей, так и продавцов.

Рынок, который представляла собой древняя агора в то время, был разделен на несколько секторов, называвшиеся кругами. Их определяли по характеру продаваемого товара.

Как правило, торговый процесс продолжался около 3 часов, начиная с девяти утра. Продавцы выставляли свой товар на столах, камышовых перегородках, находясь под легкими солнцезащитными навесами.

После 12 часов дня всю продукцию убирали до наступления следующего торгового периода.

Основные товары, которые можно было встретить на агоре: вино, мед, оливковое масло, керамика, пшеница и различные обработанные металлы. Каждому предпринимателю, желающему торговать на агоре, нужно было обладать высокой конкурентоспособностью и соблюдать все строгие правила продаж тех времен.

Концертный зал и Библиотека Панеция

Стоит отметить и культурную составляющую предназначения Агоры. Афины стали пользоваться еще большим спросом среди древнегреческой интеллигенции.

На территории агоры в Афинах был сооружён Концертный зал, сцена которого была создана из разноцветного мрамора, а его ширина составляла 25 метров. Одновременно он мог принять до 1000 человек.

Стоя Аттала, Древняя Агора, Афины, Греция (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com)

Изначально зал напоминал шатер, в котором не было ни колонн, ни столбов, ни каких-либо опор. Наиболее любознательные граждане могли посетить созданную в тот же период библиотеку Панеция.

В ней было много отделов, в каждом из которых хранились рукописные манускрипты на папирусе, пергаментные записи, содержащие множество непонятных слов для современного человека, и наверняка, имеющие важность для эллинов того времени.

Главный читальный зал библиотеки выходит к западу, и, пройдя через огромный ряд колонн, можно увидеть внутренний двор, представляющий собой подходящее место для прогулки, беседы или размышления.

Сегодня зачастую считают, что афинская агора – это то, что находится прямо у подножия Акрополя. Еженедельные воскресные ярмарки - это уникальные мероприятия, организованные администрацией памятной площади, которые станут абсолютной неожиданностью для гостей города и позволят окунуться в колорит греческих фольклорных традиций, оставив массу приятных впечатлений.

В самом сердце Афин к северо-западу от Акрополя лежат руины Древней агоры. В период античной Греции (примерно с начала 6-го века до н.э.) это был политический, финансовый, административный, культурный и религиозный центр древнего города, уступающий по своей значимости лишь Акрополю. Здесь вершилось правосудие, заключались торговые сделки, проводились атлетические и театральные состязания. Стоит отметить, что именно через Древнюю агору пролегал ведущий к Акрополю знаменитый Панафинейский путь, по которому шествовали торжественные процессии во время так называемых Панафиней (религиозно-политические празднества в честь покровительницы города богини Афины). Сегодня Древняя агора - это одна из самых интересных и популярных достопримечательностей столицы, а также важный археологический и исторический памятник.

Первые раскопки Древней агоры были проведены еще во второй половине 19-го столетия Греческим археологическим обществом и Германским археологическим институтом. Систематические же работы начались уже в 20-м столетии Американской школой классических исследований в Афинах. Результаты раскопок были настолько впечатляющими, что на государственном уровне приняли решение о сносе огромного количества современных построек, дабы иметь возможность все же установить границы Древней агоры.

Колоссальная работа, проведенная археологами, дала возможность определить местоположение и назначение множества разнообразных сооружений, как общественных и административных, так и религиозных - храмы Гефеста, Аполлона и Афродиты, стоя Зевса, Царская стоя, так называемый Толос (резиденция правительства Древних Афин), монетный двор, алтарь Двенадцати богов, Метроон, Одеон Агриппы и многое другое.

Сегодня на восточной окраине агоры возвышается впечатляющая Стоя Аттала - реконструкция оригинального сооружения (2-й век до н.э.), возведенная в середине 20-го столетия. Галерея представляет не только определенный архитектурный интерес, но и является домом для Музея агоры. В экспозиции музея представлены уникальные древние артефакты, найденные в ходе раскопок агоры и ее окрестностей и прекрасно иллюстрирующие историю древнего города. Самые ранние экспонаты датируются 4-м тыс. до н.э.

История свидетельствует, что появление Агоры в Афинах датируется 6 веком до н. э. В то время на греческих территориях стали популярны демократические идеи общественного управления, поэтому возникла необходимость в специально отведенных площадях для организации политического устройства.

За время своего существования Агора многократно разрушалась захватчиками всех мастей, постепенно утрачивая свою общественную и коммерческую значимость. За последние несколько веков район подвергся массированной жилой застройке.

Для проведения современных археологических раскопок было снесено около четырех сотен жилых домов. Это открыло доступ к артефактам разных исторических эпох.

Что посмотреть

Сегодня территорию Агоры можно назвать храмовым комплексом: вершины холмов увенчаны колоннадами с типичными для древних культовых строений пирамидальными крышами, а площадки между ними усеяны символическими скульптурами, небольшими часовенками, перемежающимися с густой греческой растительностью. Многие храмы имеют вид исторических развалин, что не лишает их достоинств в силу достопочтенного возраста.

Особенно впечатляют монументальные постройки, сохранившие целостность до наших дней. Их стены покрыты резьбой, полной символизма греческой мифологии, а старинные технологии возведения высотных зданий заставляют восхищаться задумками и инженерными решениями мастеров того времени.

Агору в Афинах иначе называют Греческой, чтобы выделить ее значимость, по сравнению с Римской Агорой, появившейся гораздо позже и уступающей по размерам афинской.

При более подробном изучении площадь древней Агоры в Афинах достаточно хорошо и продуманно структурирована. Предназначение различных участков продиктовано насущными городскими нуждами – библиотека, огороженные территории для собраний и прочего. Старинные каменные изваяния настолько привычны в окружающем пейзаже, что прекрасно соседствуют с современными афинскими новостройками.

В настоящее время площади Агоры представляют собой исторический заповедник Афин в обрамлении зарослей местных представителей хвойных и кустарниковых форм. Широкие тропы в тени деревьев отлично подходят для продолжительных прогулок от постройки к постройке. Этому же способствуют вымощенные древними камнями мостовые, ступени широких лестниц, а каждый отломившийся от древней стены обломок так и просится остаться запечатленным на фотографии. Описание Агоры следует дополнить упоминанием о неизменных кипарисах, которые своими пиками соревнуются с колоннами и вершинами самых высоких агорских храмов.

Главная площадь Афин, весь ее облик свидетельствует о том, что это было наиболее популярное место в городе. Сюда устремлялись не только торговцы, но и политики, общественные деятели, творческие личности. Людской поток не иссякает и по сей день – множество туристов посещают уникальную греческую достопримечательность , чтобы приобщиться к истокам истории и культуры не только европейского, но и мирового значения.

Соседство крупного культового сооружения, которым является Акрополь, и Агоры как средоточия торговли, самоуправления, интеллекта и культуры, не случайно. Традиционно основные аспекты городской жизни в Греции концентрировались вокруг мест сакрального назначения. Место поклонения богам считалось самым главным в столь крупных городских поселениях, как Афины, которые в свое время являлись самостоятельным государством.

Археологические находки свидетельствуют о том, что первые поселения людей в данной местности встречались уже 4 тысячи лет назад.

Достопримечательности

Наиболее примечательными на Агоре являются:

  • храм Гефеста;
  • Стоа Аттала, или галерея-портик (реконструкция середины прошлого века);
  • концертный зал, вмещавший до тысячи посетителей;
  • библиотека Панеция;
  • статуи гигантов;
  • дом-фонтан;
  • алтарь 12 богов;
  • алтарь Зевса;
  • руины толоса и др.

Агора вмещает многие десятки достопримечательностей, каждая из которых заслуживает отдельного внимания, обладает своим «лицом», историей и может похвастать уникальными фактами. Это исторические памятники, церкви, храмы, архитектурные детали, отпавшие от первоначальных строений и ставшие образцами, наделенными археологической и исторической ценностью.

По диагонали Агоры проходит улица Панафинейская – по названию большого греческого праздника. Улица была с гравийным покрытием и предназначалась для массовых шествий. Рядом были предусмотрены специальные возвышения для еще более многочисленных зрителей. Праздник был очень пышным и масштабным, с жертвенным приношением, пирами и красивыми одеяниями для главных греческих божеств.

Интересен Монумент эпонимов – аналог современной городской доски объявлений. На нем вывешивались новые законы, объявлялись судебные решения, военные распоряжения.

Адрес Агоры в Афинах и как добраться

Адрес : Адриано 24, т. 10555, Афины (префектура Аттики). До центра Афин, где сама достопримечательность, проходят ветки метро. Наземные пути выходят непосредственно на территорию древней Агоры.

Как добраться : до храма Гефеста – станции метро с названиями Монастираки или Фисион, а далее – пешей прогулкой, минут семь, до центрального входа. На карте это на улице Адриану, сюда же легко попасть на авто, если добираться самостоятельно. Еще один вариант, как доехать: на автобусе № 227.

Стоимость входа

Цена билетов: 8€ – полный, 4€ – льготный. Пакетные билеты на посещение комплекса объектов: 30€ – полный, 15€ – льготный. На официальном сайте есть перечень категорий лиц с бесплатным посещением. Сайт двуязычный – греческий и английский. В галерее портала подробные и панорамные фото. Здесь же представлена информация о музее в Агоре, история, описание и памятники. В разделе Информация – подсказки для людей с дополнительными потребностями.

Расписание посещения Агоры

Режим работы : ежедневно. Предусмотрены выходные дни – это государственные и европейские праздники. Полный список представлен на официальном сайте Агоры.

Часы работы в высокий сезон: с раннего утра до 19:30, в понед. – с 11:00. В низкий сезон: до 15:00.

Если говорить об Агоре в Афинах кратко – это собрание истинных древних редкостей. Большинство из них навсегда утратили первоначальный вид, но впечатление о древнегреческих храмах и других городских сооружениях неизменно мощное и глубокое. Дух древности здесь запечатлен в каждом камне, колонне и ступени. Оказаться рядом с каменными свидетелями многовекового созидания и одновременно разрушения – удовольствие для путешественника и ценителя мировых достопримечательностей.

Греческое слово агора́ происходит от глагола со значением «собираться, созывать». Это соответствует назначению Агоры как главного места встреч в городе. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой трагедии, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий. Говорят, известный философ Сократ встречался здесь со своими друзьями. Здесь побывал и апостол Св. Павел, возмутившись обилием капищ и жертвенников, в одном месте сосредоточенных.

Сейчас здесь тишина, руины и деревья пышнокронные. Слева — храм Гефеста. В центре — памятник знаменитым героям, именами которых названы десять племен Аттики (IV век до н.э.). Неподалеку — статуи наиболее именитых архонтов. Все скульптуры сильно повреждены.

Архонты — старейшины родо-племенных союзов, по нашему — главы администрации. Мраморные архонты восседают в мраморных креслах с львиными лапами. Я не смогла посмотреть им в глаза: у всех отбиты головы.


Афины. Агора. Выставка архитектурных обломов —
останков древних раритетов

Архитектурные обломы бережно подняты с земли и, если есть такая возможность, к другой своей части прилажены в надежде, что выставка позволит вернуть впечатление, какой была Агора, когда были живы храмы.

Когда я бродила по Агоре, все обломы были повержены, коринфские капители стояли как корзины цветов на полу, а византийские храмы — такие неуклюжие, коробчатые, не беломраморные, а пестро-каменные — в этом побоище себя утверждали. Но, не утвердились…

Классика — образец Красоты, в веках непревзойденный!


Афины. Агора. Реконструкция зданий из архитектурных обломов —
останков древних раритетов

В настоящее время границей Агоры служат торговые улицы района Монастираки, где каждую неделю происходят воскресные базары, позволяющие ощутить колорит греческого фольклора и среднего востока. Я стараюсь не отвлекаться от того, что не шумит, от того, что молчит, ожить пытается и…

Для меня этой реконструкции достаточно, чтобы возникла в яви Центральная галерея, или «Стоя» — крытое пространство для общественных собраний. Чем «стоя» отличается от храма? По сути, все это — одно и то же, разница лишь в том, какой силе поклоняться: небесной или земной.

Не сердитесь на меня за брюзжание: то действует демократичный дух, свойственный времен Перикла…


Не могу не заметить, что Тесейон, что Гефестион выглядят подражанием Парфенону: все — то же и, одновременно, чего-то не достает. Чего? Тесейон (Гефестион) — типичный храм . Парфенон — шедевр, рожденный Высоким вдохновением своих авторов.

Похоже, все наши проблемы возникли в Элладе…

Это — фрагмент главного фасада храма. Я по собственному произволу превратила его в ученическую отмывку. Их в докомпьютерные годы обучения профессии студенты-архитекторы выполняли в немалом количестве.

Превратила и сердце заныло: здесь есть чему поучиться, прежде всего идеальному соблюдению уравновешенности несущего (строя колонн) и несомого (тяжести антаблемента).
То — периптеральный храм, внутренние помещения которого, спрятавшиеся за прямоугольными стенами, окружены колоннами со всех четырех сторон. Можете вернуться на предыдущую страницу и посчитать: по торцам храма стоит 6 колонн, по продольной стороне — 13. Это — типичное для дорического периптера соотношение.

За наружной колонадой можно разглядеть портик пронаоса — преддверия храма. Видны дорические колонны меньшей высоты, чем в периптере. Во внутреннем помещении — наосе — находились статуи Гефеста и Афины работы скульптора Алкамена.

Все для эллинов было привычно, отработано — типично.


Видели Пергамский алтарь Зевса? То — колонный храм в обилии скульптур и декора. Здесь — только плиты-ступени, уложенные друг на друга. Декор разбит? Не думаю, что он был: обилие храмов и скульптуры на Агоре можно преодолеть лишь Простотою, что рождает благоговейную тишину…

Алтарь Зевса Агорея из пентелийского мрамора — один из первых объектов, найденных на Агоре во время первого сезона раскопок в 1931 году. Алтарь находится на востоке от Метроона, за статуей Адриана.

Вначале считалось, что алтарь всегда располагался на том месте, где был найден. Затем обнаружили метки каменщиков на краях блоков, сделанные в том же стиле, что и на блоках храма Ареса. Значит, в одно и то же время были перенесены многие другие объекты Агоры.

Скорее всего, перенос алтаря произошел в эпоху Августа, когда уменьшилось значение афинской государственности. Театр Диониса пришел на смену месту для народного собрания, да и само это собрание потеряло значимость во время власти римского императора.

Все приходит, живет и уходит.


Да… Дуб и лавр по бокам алтаря были посажены в 1954 году королем Греции Павлом и королевой Фредерикой.

Постояли в благоговейной тишине у алтаря Зевса?
Пусть кошка, живущая на Афинской агоре, дремлет,
что ей Зевс — привычное дело, а мы продолжаем движение…


Вид на Афины с горы Ликабетос, за которой встает солнце.
К V веку до н.э. принадлежат Парфенон, Эрехтейон и Пропилеи, поднявшиеся на Священной скале на 156 метрах над уровнем моря.
Вдали — Средиземное море и порт Пирей с гаванью Перикла

Не упустите, в какой последовательности расположены храмы на показанном виде Афин. Пропилеи тянутся вверх, поднимаясь из-за за Священной скалы. На верхнем плато справа — . Слева возвышается Парфенон, смотрящий на нас своим восточным фасадом. Вокруг храмов на верхнем плато лежат архитектурные обломы и бродят люди по дорожкам, отполированным в мраморе их ногами. Все…

Любой другая точка видимости покажет другой ракурс на , и виды эти сложатся в калейдоскопическое видение: неразрывно-непрерывное представление целого…

ПЕРЕД НАМИ — МИРАЖ, НАПРЯЖЕННО ВИБРИРУЮЩИЙ,
ЧТОБЫ, ДАЖЕ РУИНИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРЕТЯ,
ТЕЧЬ ЧЕРЕЗ ПРОСТРАНСТВА — ТЕЧЬ ЧЕРЕЗ ВРЕМЕНА…

ПЕРЕД НАМИ — ЭПИЦЕНТР ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕ КОТОРОГО ПОПАДАЮТ ЗРИТЕЛИ,
ВОСХОДЯЩИЕ НА АКРОПОЛЬ, А ВМЕСТЕ С НИМИ —
ИХ СЕМЬИ, ГОРОДА, СТРАНЫ, В ОБЩЕМ — ЗЕМЛЯНЕ.

БЛАГОДАРНОСТЬ ПРИНОШУ КАЛЕЙДОСКОПИЧЕСКОЙ СПИРАЛИ, ЧТО НЕ ИССЯКАЕТ В АФИНАХ, А ЗАКРУЖИВШИСЬ У АКРОПОЛЯ, УХОДИТ В БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ БЫТИЯ.

Вы сомневаетесь в наличии Спирали? Тогда скажите, как можно на деле стать Классикой — образцом для подражания в бесконечной цепи последующих Пространств-Времен? В этом-то не сомневается никто.


Афины. Вид на город со стороны Акрополя.
На переднем плане — Плака: старейшая часть города.
На дальнем — гора Ликабетос

Каждая пядь земли Греции связана с древней мифологией — каждый храм, каждая оливковая роща, каждый холм. Пример — легенда, рассказывающая о том, как гора Ликабетос оказалась в Афинах. По преданию, богине Афине хотелось, чтобы ее святилище на Акрополе было поближе к небу, то есть располагалось повыше от земли.Однажды, во время сильной ночной грозы, она направилась на гору Пентеликон и оторвала от нее большую скалу с тем, чтобы водрузить эту скалу поверх акропольской. Так случилось, что на обратном пути две черные птицы принесли Афине дурные вести о событиях, в которые она немедленно должна была вмешаться. Разгневанная Богиня в спешке бросила ношу и впоследствии забыла о своем плане, так что скала (в 278 метров высотой) осталась навеки лежать на том самом месте, где она ее оставила. А афиняне до сих пор благословляют свою быстрогневную и порой рассеянную покровительницу, когда им случается прогуляться по этой горе, ныне находящейся в пределах современных Афин.

Знаете, в чем изумительность восхождения на Ликабетос
по крутому серпантину? Делюсь наблюдениями…
За горой Ликабетос (в ноябре это было) встает Солнце.
Если вы сможете проснуться в пять часов утра
и добраться до горы, то будете восходить к Солнцу,
вдруг — на повороте серпантина — оказываясь над Бездной,
но не погибая от ужаса, а тая в солнечных лучах, проливающихся на Землю в беспредельной щедрости своей.

Для меня сила воздействия этого впечатления непреодолима…
Я поднимаюсь ввысь — к Солнцу, чтобы растаять в его лучах.
И эта возможность наполняет Счастьем всю мою жизнь.
О, Эллада… О, Афины… О, Великая богиня…

Повторю, тему развивая…
Парфенон занимает самую высокую часть скалы, как положено центральному сооружению ансамбля. При восприятии Акрополя с дальних расстояний, силуэт храма венчает собой целое. С той стороны, где Парфенон вплотную придвинут к южной границе Акрополя, он выглядит особенно эффектно: мраморная колоннада, кажется, вырастает из массива подпорной стены.

Этот ракурс предстает перед глазами, когда едешь в Афины из аэропорта. «Смотрите, сейчас откроется самый красивый вид на Акрополь», — сказал гид родом из Ташкента. «Не буду смотреть» — подумала я. Не удержалась — и по сю пору смотрю Парфенону в глаза в полном онемении.

При движении от Пропилей Парфенон виден в три четверти, что позволяет создать наиболее выгодное впечатление о нем, как о целом. Вспомните скульптуру: трехчетвертные ракурсы греки предпочитали всем другим.

К Парфенону «Панафинейская процессия» подходила
не с западной — ближней стороны от Пропилей, а с восточной — дальней. Чтобы сделать это, процессия должна была двигаться по дуге вдоль южной стены Акрополя.

Поняли, что происходило там, где Спираль зарождалась? Парфенон не отпускал восходящих на Акрополь из поля своего воздействия, но и не подпускал их к себе, пока они не проникнутся — не напитаются исходящими от него силами совершенного существа…

СПИРАЛЕВИДНОЕ ДВИЖЕНИЕ — ПРОСТРАНСТВ ТЕЧЕНИЕ,
НАСЫЩЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ,
ИЗ ПЛЕНА КОТОРЫХ НЕ ВЫРВАТЬСЯ НИКОГДА,
ИБО СПИРАЛЬ — ТА СИЛА, ЧТО В ПРИНЦИПЕ НЕОДОЛИМА.

И сегодня, если захотите, вы можете стать участниками процесса восхождения к Богам вне того, принимаете ли вы участие в «Панафинейских торжествах» или просто доверились Пространству. Правда, гиды акропольские упускают возможность организовать это фантастическое в его непрерывности действо: они тащат туристов от точки к точке, превращая ПРОЦЕСС в сумбур…

Как они свое непонимание оправдают, когда предстанут
перед Богами Эллады в положенный час?

Вглядитесь, еще чуть-чуть и мы поднимемся через Пропилеи на плато, пройдем возле Эрехтейона и приблизимся к западному фасаду Парфенона. Обратите внимание на театр под Акрополем. Он — совсем другой: имперский. Архитектура с легкостью выдает все тайны. А я…

Я вперед забежала, все о самом главном уже рассказала, а по моему сценарию нам еще нужно выйти на Агору. Если будете это делать без меня, запомните: перед закрытой калиткой в изгороди, отделяющей Агору от Афин, нужно оказаться в воскресный день, когда свободны входы во все музеи (музеи!), и стоять перед калиткой этой в 10 часов утра, потому что музеи (музеи!) закрываются в 16 часов и вы, задержавшись, можете не успеть пережить в целом Процесс торжественного восхождения к Богам олимпийским…


Все. Богиня Афина и город Афины, ждут нас. В них должно ожить Время и его современники — участники «Панафинейских торжеств», восходящие к своим Богам.

Как Боги принимали афинян?
В чем заключалась сущность их встречи с Богами?
Не к дарению же пеплоса сводилось восхождение:
то, несомненно, — внешняя сторона ритуала.
Тогда, что именно воздействовало на изменение состояния
дущи и духа участников торжества? И происходило ли оно?

Безусловно, происходило, ведь даже демонстрации на Дворцовой площади были очистительны с позиции недавно ушедшей веры. Отбрасываем сомнения — умозрительное восстановление Афинских архитектурных декораций начинаем. Они в руинах, значит, не могут не открыть Истины…


Герма, завершенная торсом Перикла. Римская копия
с греческого оригинала Кресила. Ватиканский музей.
Графическая реконструкция Парфенона, что показывает,
каким был храм до превращения в «руину, обнажающую истину»…

Что меня обнадеживает и настораживает… В ситуации, при которой Акрополь представлял собою обширное кладбище с грудами камней и осколками разбитых статуй, Перикл увидел единственный выход: с помощью искусства утвердить первенство Афин над всем эллинским миром.

Перикл надеялся: Парфенон, став воплощением Совершенства,
будет владычествовать над Пространством безграничным
и Временем бесконечным! Будет!!!

ТАК ОНО И СЛУЧИЛОСЬ: ИСКУССТВО ЭЛЛАДЫ V ВЕКА ДО Н. Э.
СТАЛО КЛАССИКОЙ ИЛИ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
В БЕСКОНЕЧНОЙ ЦЕПИ ПОСЛЕДУЮЩИХ ПРОСТРАНСТВ-ВРЕМЕН.

Эстетический идеал Высокой классики выражен в словах Перикла: «Мы любим прекрасное, соединенное с простотою, и мудрость без изнеженности». Эстетические цели Высокой классики выражены в его же словах: «Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности и предаемся наукам не в ущерб силе духа <…> Город наш - школа всей Эллады».

Периклу приписываются следующие цитаты: «Не уметь переносить бедность постыдно; не уметь избавиться от нее трудом ещё постыднее»; «Рождение - благо для тех, кто своими делами оставит вечную о себе память». Значит…

АФИНЯНЕ В ПОРУ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
ПОДДЕРЖИВАЛИ В СЕБЕ СИЛУ ДУХА
«РАЗВИТИЕМ СКЛОННОСТИ К ПРЕКРАСНОМУ»?

Это — не Зло, идущее на Зло.
То Красота становится противодействующей Злу силой.
О, Перикл, ты — мудрейший из самых мудрых в Афинах…
О, Фидий, Иктин, Калликрат и Мнесикл, вы наделены Божественным даром, что позволяет вам говорить со всеми: кто шел до нас, кто идет за нами…

Что настораживает? Ждем ответа…


Графическая реконструкция Афинского акрополя,
наиболее достоверная, на мой взгляд.

На графической реконстукции представлены…
Парфенон (арх. Иктин и Калликрат, 447-438 гг. до н. э.).
Пропилеи (архитектор Мнесикл, 437-432 гг. до н. э.).
Храм Ники Аптерос (арх. Калликрат; 449-421 гг. до н э.).
Святилище Эрехтейон (421-406 гг. до н. э.).

За Пропилеями где-то в центре Акрополя установлена статуя Афины Промахос - колоссальное изображение богини Афины-Воительницы, воздвигнутое в память побед над персами.
То Перикл — Великий стратег Афин — поручил в 449 году до н.э. скульптору Фидию большой государственный заказ: изваять колоссальную статую покровительницы города. Среди развалин, оставшихся после вторжения персов от предшествующего священного храма, Фидий воздвиг 9-метровый символ возрождения города, его мощи и непримиримости к врагам. На Зло правитель и художник ответили угрозой, то есть тоже Злом…

О, Афина! Ее рождение сопровождал золотой дождь. Она хранила молнии Зевса. Её изображение, так называемый палладий, упало с неба — потому ее и называют Афиной Паладойл. Священным деревом Афины была маслина, считавшаяся «деревом судьбы», а в самой Афине ее почитатели видели Великую богиню-мать — родительницу и губительницу всего живого.

В Классический период Афина считалась Богиней мудрости в государственных делах.
Для поздней античности, поднимайтесь выше, в ней виделось большее:
ПРИНЦИП НЕДЕЛИМОСТИ КОСМИЧЕСКОГО УМА
и СИМВОЛ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ МИРОВОЙ МУДРОСТИ.
Вот такой-то Идол в золотом одеянии возвышался
над Священной скалою, источая Свет и угрожая Смертью…
персам ненавистным.

НЕ НАДО!!! ЕСЛИ ЗЛОМ ОТВЕЧАТЬ НА ЗЛО,
СИЛЫ ЗЛА БУДУТ ЛИШЬ КРЕПНУТЬ!

Это знаем мы.
Афинянам подобные Истины могли быть неведомы…


Реконструкция Афинской агоры по сохранившимся обломам раритетов

Хотите убедиться, сколь безжалостно к былому Время? Ему бы только течь вперед и вперед, былое не ценя, былое предавая разрухе, уничтожению. Хотя бы раз Время остановилось и содрогнулось, осознав свое небрежение. Но, нет — нельзя: вместе с Временем и жизнь замрет. Они — неразлучная пара: все вперед и вперед — рождение, взросление, умирание…

Вы только прочтите: Святилище Афродиты Урании, Царский дворец, храм Ареса, храм Тесея (Гефеста), Булевтерий (зал заседаний Совета), Толос (место собрания пританов), Гелиэя (здание Народного суда), театр Одеон с гигантским портиком, множество алтарей, галерей, разрозненных скульптур и сгруппированных, есть даже трибуна оратора…

Вернее — все было, да Время былое смыло.


Вид на Афинский акрополь с Агоры, что располагается
у подножия Священной скалы

Из куп дерев выглядывают особнячки в неоклассическом стиле. Знакомая для петербуржцев архитектура, но… Сначала я никак не могла понять, в чем заключается несомненно присутствующее различие. Потом резко, вдруг поняла: особнячки — из мрамора. Рисовка карнизов, сандриков над дверьми и окнами выглядит чертежом на полированной стене каменной. Замечательно? Зато у нас все так мягонько, контуры расплывчаты, детали разваливаются и отваливаются…

Что потрясает всерьез, так это скала. При определенном освещении она становится голубой и выглядит небом. Она над Плакой и Агорой не висит, а тает. Ее можно перестать замечать, а потом, осознав фантасмагорический эффект, остолбенеть в изумлении — в мраморную статую или соляной столб превратиться.


Храм Тесейон или Гефестион построен на западной границе Агоры. В настоящее время он является наиболее хорошо сохранившимся культовым зданием античного периода, потому что христиане, в свое время, превратили его в храм Святого Георгия и использовался он в соответствующем назначении вплоть до XVIII века..


Долгое время исследователи истории Древней Греции утверждали, что храм посвящен мифическому герою Аттики Тесею — победителю Минотавра: чудовища, пребывавшего в Лабиринте на и требовавшего, чтобы ежегодно в жертву ему приносили самых красивых юношей и дев. Мифический Тесей имел исторический прототип — 1-го царя Афин с тем же именем. Именно он превратил несколько поселений вокруг Священной скалы в город Афины.

В последние годы исследователи пришли к выводу, что храм посвящен не Тесею, а богу-кузнецу Гефесту и богине Афине. Повод так думать дали археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены приношения, которые совершали афинские ремесленники.



в градостроительных преобразованиях Афин.
Краснофигурная ваза с изображением движущихся в танце
женских фигур и вакхов

И сегодня при воспоминании о Плаке вдруг начинает в моем воображении звучать мелодия сиртаки и мерно движущиеся по Священной скале тени танцующих молодых людей становятся реальностью не то современных Афин, не то Древней Эллады, не то моей петербургской жизни.

Обратите внимание на включение интенсивного цвета, горящего на белой стене: красный, синий, желтый, зеленый. Такой же — четырехцветной — была раскраска и архитектуры, и скульптуры Древней Эллады.


Плака — самая старая часть города, уцелевшая от сноса
в градостроительных преобразованиях Афин

Не могу не показать Плаку: всю в теплых стенах с оконцами, закрытыми ставенками от дневного палящего солнца; всю в улочках-тупиках, будто специально так запутанных, чтобы надоедливые туристы не могли добраться до Акрополя. Священная скала с непостижимо прекрасными храмами здесь — висит над сетью улочек. Ее нет — потому что она недостижима.
Через Плаку не пройти — и не старайтесь: заблудитесь.

Я прошла быстро и вышла к дому, по желтому цвету стен которого очень крупными синими буквами было написано по-английски: «Через 200 метров — Акрополь», и указан знак, куда нужно повернуть. Эту надпись я тоже запомнила на всю жизнь, как награду за долгое ожидание встречи с Парфеноном.

Древняя Агора была финансовым, социальным и политическим центром Афин в период Античности. Здесь была сосредоточена вся жизнь города - люди приезжали сюда, чтобы делать покупки, развлекаться и общаться. В начале двадцатого века здесь начались массовые раскопки, в ходе которых было обнаружено большое количество храмов, портиков, алтарей и даже концертный зал. В судах Древней Агоры выносились справедливые решения, многочисленные философы выступали на площади с лекциями, а люди обсуждали свежие новости и покупали товары. Школы и спортивные комплексы также были доступны для всех желающих.

До наших дней сохранились неповрежденными две достопримечательности Древней Агоры: Храм Гефеста и Стоя Аттала. Храм Гефеста и вовсе является самым идеально сохранившимся в Греции. Портик (Стоя) Аттала была реконструирована в 1950-х и сейчас размещает музей. Остальная часть Агоры напоминает музей под открытым небом с многочисленными руинами древних зданий повсюду.

Храм Гефеста в Древней Агоре

Построенный в первом веке до нашей эры храм Гефеста возвышается над Древней Агорой на холме Колонос Агорайос. Его также называют Тесейоном, или Гефестейоном. Храм был посвящен богам Гефесту и Афине. Подобный по стилю, но уступающий по размерам современному Парфенону, храм состоит из тридцати четырех дорических колонн, поддерживающих частично неповрежденную крышу. Большой фриз украшен рельефом с изображением подвигов Тесея и Геракла. В Античный период в целле были установлены большие статуи Гефеста и Афины, не сохранившиеся до наших дней. Гефестейон является лучше всего сохранившимся храмом во всей Греции благодаря его преобразованию в церковь в седьмом веке. В 1834 храм был объявлен национальным памятником и в течение некоторого времени использовался в качестве археологического музея.

Стоя Аттала

Стоя Аттала была построена в 150 до н.э королем Атталом II из Пергама. Это высокое двухэтажное здание длиной в 116.5 метров и шириной в 19.5 метров в период античности было торговой площадкой. На каждом из этажей размещался 21 магазин, и клиенты могли расслабиться в тени крытой колоннады перед магазинами. Портик был разрушен в 267 н. э. германским племенем Герулов.


С 1953 по 1956 стоя Аттала была восстановлена Американской Школой Археологии на руинах древней структуры. Сегодня здесь размещается Музей Агоры, где демонстрируются найденные на месте археологических раскопок Древней Агоры экспонаты.

Музей Древней Агоры

Музей в Портике Аттала демонстрирует широкий диапазон экспонатов, найденных во время раскопок Древней Агоры. Скульптуры и памятники из многочисленных храмов Агоры выставлены в колоннаде музея. Все эти предметы дают более широкое понимание повседневной жизни Афин в период Античности. В музее можно увидеть предметы домашнего обихода, такие как монеты, игрушки, переносную печь, кухонные инструменты и даже канцелярские принадлежности. Есть также экспонаты, которые иллюстрируют демократический процесс в Древней Греции. Среди них особо выделяются арибаллы - греческие вазы небольшого размера.

Тритоны в Одеоне Агриппы

Тритоны древних Афин, согласно выдержке из закона против тирании от 337 до н.э - бронзовые статуи, использовавшиеся во время голосования. Возле них стояли глиняные черепки, куда люди вписывали имя человека, опасного для демократии. Человек, имя которого во время выборов упоминалось чаще всего, высылался из города на десять лет.


Другие интересные достопримечательности Древней Агоры включают маленькую бронзовую голову Ники, датированную приблизительно 425 до н.э, когда-то покрытую золотом и серебром. Стоит также обратить внимание на арибалы - маленькие статуэтки 530 года до н.э, которые использовались в качестве емкости для оливкового масла.

Руины Древней Агоры

Большинство зданий в Древней Агоре находятся в состоянии руин. Одним таким зданием был Одеон Агриппы - большая аудитория, построенная в центре Агоры для проведения музыкальных представлений. Крыша аудитории вместимостью в одну тысячу зрителей разрушилась в 150 н. э., после чего была восстановлена в меньшем масштабе и стала вмещать пятьсот человек. Здание было разрушено Герулами в 267 н. э. В пятом веке на месте Одеона был построен большой комплекс с термами, известный как Дворец Гигантов. Три статуи тритонов, украшавшие вход Одеона и позже Дворца Гигантов, все еще сохранились до наших дней.

Руины Метроона

Обращают на себя внимание руины еще одного здания - Толоона. Эта круглая структура была построена приблизительно в 470 году до н.э и служила администрацией Афин. Рядом с Толооном, у подножия холма Колонос Агорайос располагался муниципальный зал Булевтерион, перед которым был установлен Памятник Знаменитым Героям. Он представлял из себя мраморный подиум с бронзовыми статуями десяти Знаменитых Героев. На подиуме вывешивались деревянные таблицы с общественными объявлениями, сообщающие людям об официальных событиях и другой важной информации. Рядом с Булевтерионом располагался Метроон - святилище матери богов Реи. В этом здании хранились официальные документы города Афины.


С южной стороны Агора была ограничена большим U-образным комплексом, состоящим из Восточного, Среднего и Южного Портика, а также Верховного Суда. Комплекс в несколько раз превышал Стою Аттала по своим размерам. Было также несколько других стой, включая портик Зевса Освободителя, Королевский Портик (судейские палаты) и Покрашенный Портик, где собирались философы. Было также несколько храмов и алтарей, включая посвященный Зевсу храм перед Средним Портиком, и небольшой круглый храм Моноптерос перед Стоей Аттала. К портику Аттала примыкала библиотека Пантаинос, построенная приблизительно в 100 году нашей эры.